Информационная безопасность

Детские безопасные сайты
- Информационный ресурс некомерческой организации «Лига безопасного интернета»
- Цикл видеоуроков подготовленных в рамках Всеросийской акции «Месяц безопасного интернета»
- Информационная страница сайта МВД России Всероссийской профилактической акции «Безопасный Интернет»
- Информационный ресур «Дети России Онлайн»
- Информацинный ресурс «Персональные данные.дети»
- Информационный ресурс «Азбука цифрового мира»
Родителям
- Кибербуллинг — это форма насилия, которая происходит в онлайн-среде. Дети могут стать жертвами кибербуллинга, если они получают угрозы, оскорбления или другие формы насилия через социальные сети, мессенджеры или другие онлайн-платформы.
- Нарушение конфиденциальности — это нарушение личной информации ребенка, которое может произойти, когда он делится своими личными данными с незнакомыми людьми в интернете. Это может привести к утечке личной информации, мошенничеству и другим преступлениям.
- Фишинг — это метод мошенничества, при котором злоумышленники отправляют электронные письма или сообщения, выдавая себя за представителей банков, компаний или организаций, и просят детей предоставить свою личную информацию.
- Вредные и опасные сайты — это сайты, которые содержат материалы, вредные для здоровья и развития детей. Эти сайты могут содержать порнографический контент, насилие, дискриминацию и другие неприемлемые материалы.
- Онлайн-игры — некоторые онлайн-игры могут содержать насилие, дискриминацию и другие неприемлемые материалы. Дети могут стать жертвами насилия или дискриминации, если они играют в такие игры.
- Социальная инженерия — это метод манипулирования людьми, при котором злоумышленники используют различные техники, чтобы убедить детей предоставить свою личную информацию или совершить другие действия.
- Киберпреступления — это преступления, связанные с использованием интернета. Это может включать кражу личных данных, мошенничество, хакерство и другие виды преступлений.
Педагогам
Информационная безопасность — это важный аспект работы педагогов. Вот несколько советов, которые помогут педагогам обеспечить безопасность своих учеников в интернете:
- Обучайте своих учеников основам информационной безопасности. Расскажите им о том, как правильно использовать социальные сети, мессенджеры и другие онлайн-платформы. Объясните им, что нельзя давать свои личные данные незнакомым людям и что нужно быть осторожными при открытии ссылок и файлов.
- Используйте программное обеспечение для защиты от вредоносного ПО и фишинговых атак. Установите антивирусное программное обеспечение на компьютеры и мобильные устройства, используемые вашими учениками.
- Следите за активностью ваших учеников в интернете. Задавайте вопросы о том, кто они общаются, какие сайты они посещают и какую информацию они предоставляют.
- Ограничьте время, которое ваши ученики проводят в интернете. Установите ограничения на использование социальных сетей, мессенджеров и других онлайн-платформ.
- Общайтесь с вашими учениками о том, что они чувствуют в интернете. Слушайте их мнение и помогайте им решать проблемы, связанные с безопасностью в интернете.
- Никогда не давайте своим ученикам личные данные, такие как номера телефонов, адреса электронной почты или пароли.
- Не позволяйте своим ученикам играть в онлайн-игры, которые содержат насилие, дискриминацию или другие неприемлемые материалы.
- Будьте внимательны к тому, что говорят ваши ученики в интернете. Если они начинают говорить о чем-то странном или опасном, обратитесь к ним и выясните, что происходит.
Методические и справочные материалы
- Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации — на этом сайте можно найти много полезной информации для педагогических работников, включая методические материалы, рекомендации по организации учебного процесса и многое другое.
- Сайт Федерального института развития образования — на этом сайте можно найти много материалов для повышения квалификации педагогических работников, включая курсы, вебинары и другие образовательные ресурсы.
- Сайт Центра оценки качества образования — на этом сайте можно найти много информации о тестировании и оценке качества образования, включая методические материалы, рекомендации и другие полезные ресурсы.
- Сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» — на этом сайте можно найти много материалов для повышения квалификации педагогических работников, включая курсы, лекции и другие образовательные ресурсы.
- Сайт журнала «Педагогика» — на этом сайте можно найти много статей и материалов для педагогических работников, включая методические материалы, исследования и другие полезные ресурсы.
Методические и справочные материалы
Фонд развития Интернета проводит множество проектов и конкурсов, направленных на поддержку развития цифровой грамотности и информационной безопасности. Некоторые из них включают:
- Конкурс «Цифровая семья» — цель конкурса — показать, как цифровые технологии могут помочь семьям в решении различных задач и проблем. Участники должны представить проекты, которые демонстрируют, как цифровые технологии могут улучшить качество жизни семей.
- Проект «Цифровое образование» — цель проекта — разработка и внедрение инновационных методов обучения, основанных на использовании цифровых технологий. В рамках проекта проводятся различные мероприятия, такие как конференции, семинары и мастер-классы.
- Конкурс «Цифровой город» — цель конкурса — показать, как цифровые технологии могут помочь городам в решении различных задач и проблем. Участники должны представить проекты, которые демонстрируют, как цифровые технологии могут улучшить качество жизни горожан.
- Проект «Цифровая школа» — цель проекта — разработка и внедрение инновационных методов обучения, основанных на использовании цифровых технологий. В рамках проекта проводятся различные мероприятия, такие как конференции, семинары и мастер-классы.
- Конкурс «Цифровой дом» — цель конкурса — показать, как цифровые технологии могут помочь домам в решении различных задач и проблем. Участники должны представить проекты, которые демонстрируют, как цифровые технологии могут улучшить качество жизни жителей домов.
Как защитить себя от телефонного или онлайн-мошенничества?
Обратите внимание на ситуации, которые должны вас насторожить.
-
Если по телефону сообщают о взломе аккаунта на портале госуслуг и просят назвать поступающий через СМС код сброса пароля к сервису, прервите звонок. Самостоятельно перезвоните по официальному номеру и уточните информацию.
Официальный номер службы поддержки:
8 800 100-70-10 – Единый портал госуслуг gosuslugi.ru.
-
Чтобы обезопасить свой аккаунт на госуслугах, придумайте сложный пароль, включите двухэтапную проверку входа, оповещения о входе и установите контрольный вопрос. Включить перечисленные меры безопасности можно в настройках учетной записи на портале gosuslugi.ru.
-
Если по SMS с неизвестного номера вам сообщают о крупном денежном призе, выигрыше в лотерее, начисленных выплатах и предлагают перейти по ссылке или отправить сообщение в ответ, не делайте этого. Как правило, это мошенничество.
-
Если вам звонят и сообщают, что родственник или знакомый попал в беду, а для решения вопроса нужны деньги, прервите разговор и перезвоните «попавшему в беду». Если телефон недоступен, попробуйте связаться с его друзьями, родными или коллегами. Главное, не паникуйте и не выполняйте требования мошенников. При необходимости обратитесь в полицию.
-
Если звонящий представляется сотрудником банка, утверждает, что ваша карта заблокирована или предлагает перевести деньги на «безопасный счет», не сообщайте ему реквизиты своей банковской карты, ПИН-код, секретное слово, код с обратной стороны карты и код из СМС.
!!По всем вопросам, связанным с банковскими операциями, звоните в банк самостоятельно по телефонам, указанным на официальном сайте банка.
О любых фактах мошенничества вы можете сообщить в полицию
Нормативное регулирование
Баннер-ссылка «Сообщить о противоправном контенте», ведущий на страницу с информацией об алгоритме действий в случае выявления в сети «Интернет» материалов с признаками запрещенной информации и адресами сайтов, на которые можно отправить сообщение.
Информационные материалы, разработанные Роскомнадзором России.
Материалы, рекомендованные к размещению на сайте Роскомнадзором России в целях ограничения доступа к сайтам сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Текст и документы для публикации на сайте образовательной организации вы найдете по адресу
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»
КОНЦЕПЦИЯ информационной безопасности детей Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. No2471-р
Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»